img _ Симаков
художник Симаков
художник Астролог Симаков
Симаков
   

Искусство как другая реальность.

Печать E-mail

            Искусство как другая реальность.

«Мир живописи таит немало тайн. Жизни художников тесно переплетаются с бытованием написанных ими картин, а иногда в зависимость от красок попадают не только творцы иллюзий, но и их приобретатели. В истории искусства известно несколько полотен, непостижимым образом влияющих на окружающую их реальность.
Наверное, каждый, кто хотя бы раз был в Лувре и видел знаменитую «Джоконду», скажет, что это невероятное по силе и энергетике полотно. Многие признаются, что, глядя на картину Леонардо да Винчи, создается впечатление, что Мона Лиза всё время своего существования ждала только Вас, ради Вас была написана и теперь её таинственная неразгаданная улыбка, наконец, обрела смысл…
За эту иллюзию избранности многие посетители главного французского музея, в особенности натуры эмоциональные, платят временным ухудшением самочувствия. Первым влияние «Джоконды» на здоровье отметил писатель Стендаль, признавший, что от долгого созерцания шедевра у него тают силы. Перед всемирно известным портретом зафиксировано более ста случаев внезапных обмороков, у отдельных зрителей случаются приступы необъяснимого панического страха, и даже галлюцинации. Возможно, виной тому – талант да Винчи, но, что интересно, – подобное влияние на психику ощущается только при лицезрении оригинала, многочисленные копии никак не влияют на душевное и физическое состояние. Сотрудники Лувра утверждают, что если «Мона Лиза» продолжительное время оказывается скрытой от людских глаз, она тускнеет, краски на полотне блекнут, но стоит картине снова появиться на публике, как она буквально «оживает», становится яркой и «живой», и улыбка «Джоконды» сияет с новой силой…»


В приведённом отрывке мы видим, что искусство изображения - не простая штуковина.  Наш обыватель привык, что искусство это что-то очень простое: Шишкин там, Айвазовский, «Три богатыря», «Царевна Лебедь», «Девочка с персиками», «Утро стрелецкой казни» и так далее… То, что наш зритель воспринимает искусство как передачу реальности дофотографическим способом показало нам столпотворение на В. И. Серова. Народ мёрз в длинных очередях, выламывал двери, как за колбасой, дрался, матерился, в  общем, ломился к духовности. Ломился известным ему способом, как в советское временя за мясом и обувью, к восторгу устроителей.  Надо сказать, что это паломничество к святыням живописи вызвало удивление у многих,  включая и искусствоведов, и профессионалов, но вызвало восторг властей и чиновников от культуры. Это стояние народное показало общий уровень культуры нашего народа, точнее, восприятие культуры реальности. Тот зритель, что выносил двери, хочет видеть реальность так, как он её видит - фотографически. И пусть там у Серова небрежно намазаны лица, одежды и пейзажи пастозно натыканы, но всё-таки это пейзажи: снег, церквушки, золотые облачения, семья государя императора и прочие иконы ушедшей империи. Зрители прямиком пришли на эту выставку, прямиком оторвавшись от букварей, в которых нарисованы эти же картинки. Винить их за это нельзя, что они переносят внушенные образы реальности на всё искусство и воспринимают Серова как абсолютный образец абсолютного искусства. Другие художники, избегающие фотографического искусства либо мазилы, либо леваки, неумеки нарисовать ни синим небо, ни покрасить зелёным травку. Ну как это так? Генерал в армии умеет зелёным травку покрасить с помощью солдат, а художник нет – значит не искусство. Тут надо к слову сказать, что в квартирах генералов и адмиралов в которых я имел честь бывать, напрочь отсутствуют какие-либо картины, даже самые Серовые, даже с Арбата.  Ну не удивительно, они же «вышли все из народа», «от сохи»  и букваря буквально.  Конечно, это не весь наш зритель. Есть тот, что стоит в таких же очередях на Сальвадора Дали и Пикассо, и Гогена, кто понимает Сезанна и Матисса. Но это, что называется, знатоки, такие же, что ходят в оперу, консерваторию, на классическую музыку – это отдельные люди. Они или получили соответствующие образование, или книжки правильные читали. В своей же массе народ желает видеть на холсте или на бумаге то, что он видит глазами, то есть точь-в-точь, и чтоб свет точь-в-точь и похож чтоб был, если портрет, а если часы, то чтоб с надписью «Ролекс» или «Брегет». И никаких «измов».  То есть, если глаза видят, что если небо синие, то оно синее, а на закате оранжевое, а на восходе розовое, а если оно зелёное, то автор либо дурит, либо из дурдома сбежал.
 Но, великий Пикассо сказал:  "Я изображаю мир не таким, каким я его вижу, а таким, каким я его мыслю".
То есть, Пикассо несравнимый, неприкасаемый авторитет всех времен и народов, умевший по мнению искусствоведов рисовать, как ангел, и сознательно не делавший этого, донёс нам формулу своего творчества. Он изображает знание мира, а не его красивости. Именно Пикассо наряду с другими титанами ХХ-го века закрыл эту тему похожести и копирования природы, закрыл тему видимой реальности. Так как в конце концов наука в ХХ-м веке определила, что реальность - не что-то данное объективное, данное нам в ощущениях, как считалось до этого, а она формируется в мозгу, формируется мозгом. И какая она на самом деле, мы не знаем. Мы не знаем на самом деле, что мы видим, а точнее, что мы ещё не видим, кроме того, что нам прописано букварём видеть. Художники в начале ХХ-го века интуитивно, эмпирическим путем подошли к этому, а наука уже потом подобралась. Поэтому, так называемая видимая реальность была проотрицованна. Но, это что касается искусства ХХ-го века. А наши люди пришли на искусство  ХIХ-го века с сознанием и прибором восприятия также ХIХ-го века, отсюда и фурор. То есть, это парадокс: они все живут в XXI-м веке, а мозг их живет в XIX-м. От XXI-го века у них только гаджеты и одежда.

«Способность воспламенять дома приписывают «Пруду с водяными лилиями» Клода Моне. После окончания работы над этим полотном, известный импрессионист решил отметить это событие с друзьями, во время вечеринки в студии художника начался небольшой пожар, но пламя быстро залили вином и забыли про инцидент. Однако картина сохранила память о нём… Полотно Моне было куплено одним из кабаре на Монмартре, где оно успело провисеть чуть больше месяца, после чего страшный пожар полностью уничтожил здание. «Лилии» удалось спасти, и их приобрёл парижский меценат и ценитель искусства Оскар Шмитц. Спустя год в его доме начался пожар, вспыхнувший в кабинете, где в тот момент находилась картина, но ей снова удалось чудом уцелеть. В 1958-м году работа Моне оказалась в Нью-Йорке в музее современного искусства, где пробыла четыре месяца – как можно догадаться, и здесь случился пожар, однако на этот раз картина все же пострадала и сильно обуглилась. Сегодня пейзаж отреставрирован и восстановлен».

Из приведённого выше абзаца видно, что искусство - это что-то другое, что-то запредельное и конечно же не связанное с предполагаемой реальностью. И художник, творящий Такое, конечно, непростой человек. По сути дела мы имеем дело с магией, а художник выступает как маг, творящий другую реальность по другим законам. И эта формула, аксиома, идёт с древних времен, когда искусство не было ещё светским, а было абсолютно магическим искусством от наскальных рисунков до предметов культа, которые как рудимент сохранились в виде икон. Эту магическую функцию никто с искусства не снимал, её стыдливо спрятали за светскостью в угоду обывателю. Но, приведённые примеры говорят совсем о другом.
Есть случаи, уже в наше время, когда изображаемые образы оживают в реальности, нарисованный человек вдруг встречается на улице или приходит в мастерскую к художнику. И здесь очень спорный момент: реален он или материализовался из другой реальности силой кисти мастера? Имея магическую силу, сила искусства, конечно же, имеет силу, способна исцелять, способна вводить в транс, способна облегчать страдания. Этот психотерапевтический лечебный аспект известен и достаточно хорошо описан. Художникам известны случаи, когда из нарисованного натюрморта исчезали предметы или наоборот добавлялись; когда пейзажи менялись от просто ландшафта до смены времен года; портреты старели, а нарисованные домашние животные, умершие, тоже исчезали из пространства изображения. И так далее. Случаев предостаточно.
Но, это не значит, что каждый  взявшийся за кисть становится магом реальности и целителем посредством красок. Но это значит, что у вступившего на этот путь есть шанс столкнуться с другой реальностью, не фотографической, более тонкой, более сильной, магической по сути и через неё оказать влияние на наш мир, что мы повсеместно и наблюдаем. Ведь тот визуальный мир, в котором мы с вами живём, во многом создан фантазией художников и продолжает создаваться при помощи их же воображения и таланта.                                                                                                                                                                                

                  
март 2016 года


 

 
« Пред.   След. »

 
Реклама
художник и астролог  Симаков
_
х х х