img _ Симаков
художник Симаков
художник Астролог Симаков
Симаков
   

ЮЛИАН "Отступник"

Печать E-mail

БИБЛИОТЕКА БЕЗБОЖНИКА

Юлиан Отступник. Против Галилеян

 

Следующее представленное тут сочинение принадлежит самому высокопоставленному критику христианства позднеантичной эпохи – римскому императору Флавию Клавдию ЮЛИАНУ (331-363 гг.) Несмотря на довольно недолгую жизнь, он остался в истории во многих смыслах фигурой уникальной. Из всех многочисленных императоров Рима только он, наряду со своим дальним предшественником Марком Аврелием, являлся подлинным «мудрецом на троне», о котором так много мечтали различные мыслители прошлого. Подобно Марку Аврелию, Юлиан был не только способным политиком и полководцем, но и прекрасно образованным философом, а также писателем, оставившим после себя не одно литературное произведение. Закономерно, что оба этих римских императора-философа, Юлиан и Марк Аврелий, проявили себя идейными противниками христианской религии, хотя они жили и правили в весьма различные эпохи…

 

Воспитывавшийся при императорском дворе христианами уже во времена их торжества в Риме, Юлиан тем не менее осознал, какую страшную угрозу несёт христианство для античной цивилизации, да и всего будущего человечества. Поэтому сразу после прихода к власти он отрёкся от навязанной ему в юности христианской веры и открыто выступил приверженцем древнего язычества, к тому времени уже не одно десятилетие гонимого «братьями во Христе» по всей Римской империи. Собственно христиан, вопреки возведённой ими на него позднейшей клевете, Юлиан не преследовал: он лишь отобрал у христианской церкви ранее полученные ею государственные привилегии и провозгласил широкую свободу вероисповеданий. При этом сам он всемерно защищал прежнюю языческую веру, стремясь реформировать её в просвещённо-философском духе. За это он снискал к себе лютую ненависть адептов христианства, получив от них в истории прозвище Отступник.

 

К сожалению, Юлиан Отступник процарствовал очень недолго: всего с 361 по 363 год, и был убит при тёмных обстоятельствах во время войны с персами. Неизвестно, как бы сложилась история, - и прежде всего дальнейшая судьба христианства, - если бы этот мужественный, талантливый и умный правитель сумел бы сохранить власть до старости и довести свою тонко продуманную политику до логического завершения…

 

Главным вкладом императора Юлиана в идеологическую полемику с христианством стал созданный им труд в 3 книгах "Против галилеян". Он же стал последним, предсмертным сочинением Юлиана Отступника, будучи написан им во время того самого военного похода на Персию, в конце которого этот император погиб. И хотя, как следствие, сохранившаяся часть данного текста носит явную печать спешки и незаконченности, в художественном плане книга «Против галилеян» отличается от известных нам антихристианских памфлетов предыдущих авторов в лучшую сторону. Юлиан Отступник в своём сочинении против христиан не был особенно оригинален и во многом повторил аргументы, которые выдвинули до него Цельс и Порфирий, однако сделал это с большим блеском. Помимо литературных дарований, Юлиан обнаруживает здесь присущее ему чувство юмора, а также хорошее знакомство с библейскими текстами, основами христианского и иудейского вероисповедания и т. д.

 

Полностью это сочинение Юлиана, как и другие антихристианские книги первых веков, до нас не дошло. По сути, более-менее известно содержание лишь 1-й из трёх книг труда, написанного Юлианом Отступником против христиан. – Её можно воссоздать по многочисленным цитатам, которые сохранились в отповеди Юлиану, оставленной позднее, в V веке, известным церковным деятелем и богословом Кириллом Александрийским. Из 2-й же и особенно 3-й части «Против галилеян» уцелели лишь такие жалкие фрагменты, по которым невозможно установить даже приблизительное их содержание, - скажем, приведённые ниже два отрывка из 2-й книги Юлиана сохранились в текстах малозначительного христиансткого автора Феодора из Мопсуестии и его более знаменитого коллеги, византийского патриарха Фотия…

 

Книга первая

 

Мне кажется правильным изложить перед всеми людьми те доводы, которые убедили меня, что коварное учение галилеян – вымысел людей, злостно придуманный. Не заключая в себе ничего божественного, используя склонную к вымыслам детскую, неразумную часть души, оно придало чудесным выдумкам видимость истины.

 

Вознамерившись дать разбор всех догматов, которым у них учат, я хочу предварительно сказать, что читатели, если они пожелают возразить мне, должны, как в суде, не выдвигать никаких посторонних вопросов и не выступать с своей стороны с обвинениями, прежде чем не оправдаются в возводимых на них обвинениях. Ибо так они сумеют лучше и вернее отстоять свое дело, если захотят вчинить иск нам, но не должны выдвигать встречных исков, защищаясь против возбуждаемых нами претензий…

 

Эллины выдумали насчет богов неправдоподобные, чудовищные мифы. Они говорили, что Кронос пожрал своих детей и затем изрыгнул их обратно; они рассказывают о кровосмесительных браках: Зевс сочетался с матерью и, родив от неё детей, женился на собственной дочери, вернее, даже не женился, а просто, сочетавшись с ней, передал её другому. Далее – миф о том, как был растерзан Дионис и как затем его члены вновь были склеены. Об этом рассказывают греческие мифы. Сопоставь с этим учение иудеев о саде, который бог насадил, о сотворении Адама, а затем о создании для него жены. Бог у них говорит: "Нехорошо быть человеку одному, создадим ему помощника, соответственного ему"; а она вообще оказалась ему вовсе не помощницей, а явилась причиной, что и он, и она сама были выброшены из рая. Это, конечно, совершенно нелепо! Разве мыслимо, чтобы бог не знал, что создаваемая им помощница послужит получившему её не во благо, а во зло? А змей на каком таком языке беседовал с Евой? Неужели на человеческом? Чем подобные вещи отличаются от выдуманных эллинами мифов? А то, что бог запретил созданным им людям познание добра и зла, разве это не верх нелепости? Ведь что может быть глупее, чем не уметь различать добро и зло?.. Таким образом, змей скорее благодетель, чем губитель рода человеческого. Вдобавок бога надо признать завистливым; в самом деле, когда он увидел, что человек обрёл рассудок, то, чтоб он не вкусил, как говорит бог, от Древа жизни, он изгнал его из рая, так-таки прямо заявив: «Вот Адам стал, как один из нас, зная добро и зло; а теперь, может быть, он прострет руку и возьмет также от Древа жизни и вкусит и станет жить вечно»…

 

Итак, поскольку Моисей, очевидно, не разобрал всего относящегося к подобающему творцу этого мира, сопоставим между собой мнение евреев и наших предков насчет наций. Моисей говорит, что создатель мира избрал еврейский народ, заботится только о нём, только о нём думает, ему одному отдал свою заботу; об остальных же народах он и не вспоминает, как бы они ни жили и каким богам ни поклонялись; можно разве только допустить, что он позволил им пользоваться Солнцем и Луной. Но об этом ниже. Пока я покажу, что и он сам (Моисей) называет его богом только Израиля и Иудеи, а евреев – избранниками, то же говорят бывшие после него пророки, и Иисус Назорей, и даже превзошедший всех когда-либо и где-либо живших шарлатанов и обманщиков Павел… А что бог с самого начала заботился только о евреях и что это был его излюбленный участок, говорят не только Моисей и Иисус, но, очевидно, и Павел. Как полипы в соответствии со скалами меняют окраску, так он в зависимости от случая меняет свое учение о боге; то он настаивает на том, что только иудеи – удел бога, то он, убеждая эллинов присоединиться к нему, говорит: "Бог есть не только бог иудеев, но и язычников; конечно, и язычников". Уместно поэтому спросить Павла: если то был бог не только евреев, но и язычников, чего ради он послал евреям обильную пророческую благодать, и Моисея, и помазание, и пророков, и закон, и чудеса, и чудесные мифы? Ты слышишь, как они кричат: "Хлеб ангелов ел человек"? Под конец он и Иисуса к ним послал, а к нам – ни пророка, ни помазания, ни учителя, ни вестника предстоящей попозже и нам некогда милости от него! Итак, в течение десятков тысяч или, если вам угодно, тысяч лет бог не обращал внимания, что все люди, пребывая в таком невежестве, поклоняются, как вы выражаетесь, идолам: все от востока до запада и от севера до юга, за исключением небольшого племени, живущего даже ещё неполных 2000 лет в уголке Палестины! Если он бог всех нас и творец всего, почему он на нас не обращал внимания? Приходится поэтому думать, что бог евреев в действительности не творец всего мира и не властвует над вселенной, но что он ограничен, как я говорил, и властью он, надо полагать, обладает ограниченной, наряду с прочими богами… Насчёт законов ясно, что люди создали их в соответствии со своей природой: те, кто впитали в себя больше всего человеколюбия, создали законы общественно полезные и гуманные, а (законы) дикие и бесчеловечные – те, у кого характер упрочился противоположный. Законодатели своими правилами очень мало прибавили к естественным склонностям и обычаям. Ведь скифы не одобрили Анахарсиса, вводившего вакхический культ; а среди западных народов за малыми исключениями ты не найдёшь людей, склонных и способных к занятиям философией, геометрией и т. п. – хотя уж столько лет как там утвердилась власть римлян; наиболее талантливые из них достигают уменья владеть языком и произносить речи, но ни к каким другим наукам они не причастны. Вот какова устойчивость естественных черт характера! Откуда же у народов различия в нравах и законах?

 

Моисей приводит совершенно баснословную причину различия в языках. Он говорит, что сыны человеческие, собравшись вместе, захотели построить город, а в нём большую башню; но бог сказал, что надо сойти и смешать их языки.... А уже о невежестве этих людей, я думаю, и говорить не стоит: если бы даже все люди на всей земле имели один язык и одну речь, они не сумеют построить башню, доходящую до неба, даже если бы они употребили на кирпич всю землю: ибо потребуется бесконечное число кирпичей размером во всю Землю, чтобы можно было добраться до орбиты Луны. Если допустить, что собрались все люди, что у них один язык, что они превратили всю землю в кирпич и в тёсаные камни, то когда бы башня могла достигнуть до неба, если бы даже люди, выстроившись гуськом, вытянули ее тоньше иглы? ..

 

Возвратимся ещё раз к рассказу о том, как бог смешал языки. Моисей приводит причину этого – бог испугался, чтоб люди не предприняли чего-нибудь против него, сделав небо доступным для себя, если будут говорить на одном языке и сумеют столковаться. Но, как произошло дело, он не указывает, а лишь говорит, что бог для этого сошёл на землю; очевидно, сверху, не спустившись на землю, он не мог этого сделать! А что касается различия в нравах и обычаях, то ни Моисей и никто другой этого не разъяснил. А ведь различие в национальных обычаях и законах среди людей вообще больше, чем разница в языке. Кто, например, из эллинов скажет, что можно сойтись с сестрой, дочерью или матерью? А у персов это считается дозволенным. Надо ли мне подробно перечислять всех, упоминать о любви к свободе и о непокорности германцев, о том, как смирны и покорны сирийцы, персы, парфяне и вообще все восточные и южные народы, подчиняющиеся деспотической монархии? Но если эти более важные и ценные свойства создаются без божественного провидения, чего же мы напрасно хлопочем и поклоняемся тому, кто ни о чём не промыслит? Имеет ли право на наше уважение тот, кто не печётся ни об образе жизни, ни о нравах, ни об обычаях, ни об установлении законного порядка и государственности? Решительно нет! Вы видите, к какой нелепости приводит это рассуждение. Всем хорошим, что наблюдается у человека, руководит душа, а тело за ней следует. Поэтому, если бог пренебрёг нашими душевными свойствами, да и о материальном нашем снаряжении не позаботился, не послал нам учителей и законодателей, как евреям, согласно Моисею и последующим пророкам,- то за что нам остается его благословлять?..

 

Удивления достоин закон Моисея, его знаменитое десятисловие: "не укради, не убий, не лжесвидетельствуй". Впрочем, выпишем все заповеди его собственными словами, как они записаны, по его словам, самим богом: "Я – Господь бог твой, который вывел тебя из Египта"; затем вторая заповедь: "Да не будет у тебя других богов кроме меня; не делай себе кумира"; к этому указывается и основание: "потому что я Господь бог твой, бог-ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего поколения". "Не произноси имени господа бога твоего напрасно". "Помни день субботний". "Чти отца твоего и мать". "Не прелюбодействуй". "Не убий". "Не укради". "Не произноси ложного свидетельства". "Не желай принадлежащего ближнему твоему".

 

Есть ли такой народ, который не считал бы необходимым соблюдать все эти заповеди, за исключением "не поклоняйся другим богам" и "помни день субботний"? Всюду установлены наказания за нарушение их – в одних местах более суровые, в других такие же, какие установлены Моисеем, кое-где и более мягкие.

 

Но заповедь "не поклоняйся другим богам" заключает в себе немалую клевету на бога…Что же, или он не в силах был, или он вначале не желал препятствовать культу других богов? Первое предположение – что он оказался не в силах – нечестиво; второе же согласуется с нашим воззрением. Отбросьте поэтому этот вздор и не навлекайте на себя сами такую хулу! Ведь если он не хочет, чтобы кому-нибудь поклонялись, чего же ради вы поклоняетесь его незаконнорожденному сыну, которого тот никогда не признавал и не считал своим? Я это легко докажу; вы подкинули ему его, не зная откуда...

 

Что может быть ничтожнее того повода, по которому бог разгневался, согласно тому, что неверно пишет о нём автор? Что может быть бессмысленнее (этой ярости бога), если десять, или пятнадцать человек, или, скажем, сто (не тысяча же в самом деле), – а впрочем, положим, даже тысяча, осмелились нарушить один из установленных богом законов? Неужели нужно было, чтобы из-за одной тысячи погибли шестьсот тысяч? Я считаю, что гораздо лучше, чтобы вместе с тысячей хороших людей спасся и один порочный , чем чтобы с одним негодяем погибли тысячи... А в чём состоит восхваляемое евреями подражание богу? "Финеес,- говорит он,- отвратил мою ярость от сынов израилевых, возревновав по мне среди них". Выходит, что бог перестал сердиться, когда нашёл человека, разделившего с ним гнев и досаду! Подобные вещи Моисей во многих местах своего писания говорит о боге.

 

А что бог заботился не только об евреях, но и о всех народах и евреям не дал ничего важного, великого, а нам – гораздо лучшее и отличное, вы можете усмотреть из нижеследующего… Разве дал он вам начало знания и философскую образованность? И в чём это выразилось? Наука о небесных явлениях получила развитие у эллинов, а первые наблюдения сделаны у варваров в Вавилоне. Геометрия достигла высокого развития, возникши из размежевания земель в Египте. Арифметика, которой положили начало финикийские купцы, стала у эллинов образцом науки. Эллины сочетали эти три дисциплины с музыкальной ритмикой, соединив астрономию с геометрией и к ним обеим приложив науку о числах и их гармонии. Таким образом, они установили законы музыкального искусства, открыв наиболее правильные или весьма близкие к ним законы гармонии, услаждающие слух.

 

…И вот вы, жалкие люди,… поклоняетесь дереву креста, делая его знамение на лбу и вырезывая его на жилищах. Не следует ли ненавидеть разумных среди ваших последователей и жалеть глупых за то, что они дошли до такого падения и, отвернувшись от вечных богов, обратились к еврейскому Трупу?..

 

Какими же такими дарами своего бога могут похвастать евреи, что вы переметнулись от нас и следуете за ними? Если бы вы держались их учения, вы бы не были окончательно несчастны; вам было бы хуже, чем раньше, когда вы были с нами, но всё же ваше положение было бы сносно и терпимо. Находясь под властью жестоких, суровых и в значительной мере диких и варварских законов, вместо наших мягких и человеколюбивых, вы бы в прочих отношениях были хуже, но ваш культ был бы чище и безупречнее. А теперь вы, как пьявки, отсосали оттуда испорченную кровь, а более чистую им оставили. Иисус же, прельстивший худших из вас, прославился тридцати с лишком лет от роду и за всю свою жизнь не совершил ничего достопамятного, - если не считать, что исцеления слепых и хромых да заклинания бесноватых в деревушках Вифсаиде и Вифании являются великими подвигами! Благочестия евреев, поскольку оно есть, вы знать не хотите; но вы подражаете их гневу и суровости, (подобно им) разрушаете храмы и жертвенники и убивали не только тех из наших, которые остаются верны религии отцов, но и принадлежащих к вашему же заблуждению еретиков, которые оплакивают Труп не таким же самым образом, как вы! Впрочем, это вы уже скорее делаете по своему почину, ибо ни Иисус, ни Павел нигде такого распоряжения вам не давали по той причине, что и не надеялись, что вы когда-нибудь получите такую силу! Они были довольны, если им удавалось обмануть служанок и рабов, а через них – женщин и таких мужчин, как Корнелий и Сергий. Если найдётся среди них хотя бы один из видных людей того времени – я имею в виду царствование Тиберия или Клавдия,- то считайте, что я обо всём налгал!..

 

Чем вам не угодили наши боги, что вы переметнулись к иудеям? Не потому ли, что боги Рима дали властвовать, иудеям же только на короткое время дали свободу, а всегда делали их рабами и пришельцами? Посмотри на Авраама: разве не был он пришельцем на чужбине? Разве Яков не был рабом сначала у сирийцев, потом у филистимлян, а на старости – у египтян? Не говорит ли Моисей, что выведет их из Египта, из дома рабства, простертой рукой? Поселившись в Палестине, они изменили свою участь не прочнее, чем, как говорят наблюдатели, хамелеон – цвет кожи, то покоряясь своим судьям, то пребывая в рабстве у чужеземцев. А когда они основали свое царство (не будем пока говорить, как это было; бог ведь не по своей воле дал им царскую власть, как говорит писание; они его принудили, и он их предупредил, что царская власть у них будет плохая), единственное – что они несколько больше трёхсот лет жили и трудились на своей земле! А затем они были в подчинении сначала у ассирийцев, затем у мидян, после этого у персов и, наконец, теперь у нас. И проповедуемый вами Иисус был подданным цезарей… А теперь ответьте мне на следующее: что лучше – быть постоянно свободным и целых две тысячи лет властвовать над большей частью земли и моря или быть рабом и жить по чужой указке? Не найдётся такого бесстыдника, который предпочел бы второе! А на войне одержать победу хуже, чем потерпеть поражение? Нет такого глупца, который бы так думал. А если это так, то назовите мне у евреев одного такого полководца, как Александр, как Цезарь. – Нет у вас такого! Собственно, клянусь богами, я понимаю, что оскорбляю этих мужей, но упомянул о них потому, что их знают. Людей их похуже большинство не знает; но и из этих каждый в отдельности больше стоит, чем все еврейские деятели, вместе взятые!

 

А в отношении гражданского законодательства, характера суда, управления городами, красоты... успехов науки, развития свободных искусств разве евреи не являются жалкими варварами? Правда, зловредный Евсевий утверждает, что у евреев были стихи, и тщеславится тем, что они владели логикой, название которой он знает только понаслышке от эллинов…

 

Зачем вы присосеживаетесь к эллинской науке, раз для вас достаточно чтения вашего Писания? Ведь и от этого надо было бы скорее удерживать людей, чем от вкушения идоложертвенного мяса; ибо от последнего, как говорит Павел, вкушающий вреда не получает, но вы, мудрецы, утверждаете, что совесть того, кто видит брата своего за идоложертвенным мясом, соблазнится… Но вы и сами, как мне кажется, знаете, что разница между вашими писаниями и нашими в смысле знания не в вашу пользу, - что от ваших писаний никто не может стать порядочным человеком, а от наших человек делается лучше самого себя, даже если он был во всех отношениях бездарным… Это можно точно доказать: соберите всех ваших детей и заставьте их изучать Писание; и если, выросши и став мужчинами, они окажутся чем-нибудь более достойным, чем рабы, то скажите, что я болтун и безумец! Вы до того жалки и неразумны, что считаете божественным учение , от которого никто не становится ни умнее, ни храбрее, ни более стойким; а то, благодаря чему можно приобрести храбрость, ум и справедливость, вы отдаёте сатане и поклоняющимся сатане!

 

…Почему вы не остаётесь верны учению евреев и не соблюдаете закона, который бог им дал, а отвергнув закон отцов и отдавшись тем, кого провозвестили пророки, вы ушли от тех дальше, чем наши сторонники? В действительности, если присмотреться к вашему учению, то ваша нечестивая вера складывается из иудейской дерзости и языческого равнодушия и низости… Таким образом, из нового учения евреев вы присвоили обычай хулить почитаемых нами богов, а из нашей религии вы, отбросив благоговение перед всяким высшим существом и преданность законам отцов, позаимствовали лишь разрешение есть всё, как огородную зелень. По правде сказать, вы возгордились тем, что вы развили то, что у нас есть низкого. Это, мне кажется, вполне естественно случается со всеми народами; вы решили приспособить свою религию к образу жизни другого сорта людей – торговцев, мытарей, танцовщиков и сводников!

 

…Христиане говорят, что они отличаются от нынешних иудеев, и что именно они – истинные израильтяне, в согласии с пророками, и что они больше всех следуют Моисею и последовавшим за ним в Иудее пророкам; посмотрим же, в чем они больше всех согласны с пророками… Что касается слов "не отойдёт скипетр от Иуды и наставник от бёдер его", то здесь речь не об Иисусе, а о царстве Давида, которое на самом деле прекратилось на царе Седекии. Здесь в писании сказано как-то двусмысленно: "пока придёт подобающее ему", а вы переделали это в «пока придёт тот, кому подобает». Что всё это не имеет отношения к Иисусу, ясно; ведь он не из племени Иуды; ведь он родился, по-вашему, не от Иосифа, а от Духа святого! Но вы, составляя генеалогию Иосифа, выводите его от Иуды, да и то не сумели это придумать умело: Матфей и Лука изобличают друг друга, расходясь между собой в его генеалогии. Однако, так как это мы намерены подробно разобрать во второй книге, мы это пока обойдём…

 

… Почему же вы, отпавши от нас, не соблюдаете и иудейского закона и не остаетесь верными предписаниям Моисея? "Но,- скажет кто-нибудь из вас, посмотрев выразительно,- ведь и евреи не приносят жертв!" Но я этого слепца разобью в пух и прах: во-первых, вы и других принятых у иудеев законоположений не соблюдаете; во-вторых, иудеи в тайниках приносят жертвы и теперь ещё едят жертвенное мясо и молятся перед принесением жертвы, и отдают правую лопатку священникам вместо первинок, и, лишившись Храма, или, как они обычно говорят, святыни, стремятся подносить богу первинки от жертвенных животных. А вы, придумавшие новые жертвоприношения, почему не приносите жертв? Ведь вам Иерусалима не надо?..

 

Почему вы в отношении пищи не чисты подобно иудеям, а говорите, что всё можно есть, как огородные овощи: вы поверили Петру, который, говорят, сказал: "Что бог очистил, того ты не почитай нечистым". Где же доказательство того, что в древности бог считал это нечистым, а теперь он это сделал чистым? Моисей ведь указывает относительно четвероногих, что всякий скот, у которого, как он говорит, раздвоены копыта и на копытах глубокий надрез и который жует жвачку,- чист, а у кого нет этого – нечист. Итак, если свинья в видении Петра получила свойство жевать жвачку, то придётся ему поверить. Воистину чудо, если после видения Петра она приобрела это свойство!..

 

Послушай опять Моисея: "Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от него. Соблюдайте заповеди господа бога вашего, которые я вам заповедаю сегодня", и, "проклят всякий, кто не будет верен всему". А вы не только сочли пустяком убавлять или прибавлять к написанному в законе, но признали проявлением особой смелости и величия души вовсе переступить закон, имея в виду не истину, а легкую возможность всех привлечь к себе...

 

Вы до того бесталанны, что даже преподанных вам апостолами правил вы не соблюдаете. При этом позднейшие переделывают их в сторону ухудшения и углубления нечестивости. Ни Павел, ни Лука, ни Матфей, ни Марк не посмели назвать Иисуса богом. Но заслуженный Иоанн, заметив, что уже множество народа во многих городах Эллады и Италии заразилось этой болезнью, а также, я думаю, прослышав, что могилы Петра и Павла начинают пользоваться почитанием, первый решился сказать (что Иисус – бог). Сказав немного об Иоанне Крестителе, он опять возвращается к возвещаемому им Логосу и говорит: "И Слово стало плотью и обитало с нами"; но как – он постеснялся сказать. Нигде он не называет ни Иисуса, ни Христа, а пока говорит о Слове, он мало-помалу, незаметно вкрадывается к нам, внушая, будто Иоанн Креститель дал такое свидетельство о Иисусе Христе, что он тот, кого следует признать богом-Словом. Впрочем, что здесь Иоанн говорит об Иисусе Христе, против этого я не спорю, хотя некоторые отступники считают, что Иисус Христос и возвещаемый Иоанном Логос – разные лица. В действительности это не так. Ибо, кого он называет богом-Словом, тот Иоанном Крестителем признается за Иисуса Христа. Но смотрите, как осторожно и исподволь он подводит к своей драме нечестивую концовку, он до того ловкий обманщик, что он опять увиливает и прибавляет: "Бога никогда никто не видел; единородный Сын, сущий в недрах Отца, он явил". Так это и есть, что ли, бог-Слово, ставший плотью, этот "единородный Сын, сущий в недрах Отца?" Если он, значит, и вы где-то видели бога , ибо он "обитал с вами" и вы видели славу его ; что же ты заявляешь, что «никто никогда не видел бога»? Ведь вы видали если не бога-Отца, то бога-Слово. Если же "единородный Сын" – одно, а бог-Слово – другое, как я слышал от некоторых ваших приверженцев, то получается, что и Иоанн не посмел назвать Иисуса богом!

 

Но это зло завелось от Иоанна. А сколько вы потом ещё придумали, прибавив к старому Трупу свежие трупы! Можно ли достойным образом оценить эту мерзость? Вы всё заполнили могилами и гробницами, хотя у вас нигде не сказано, что надо валяться на могилах и заботиться о них. Вы в своей порочности дошли до того, что не находите нужным в этом вопросе считаться со словами хотя бы Иисуса Назорея; послушайте, что он говорит о могилах: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь гробам повапленным; снаружи гроб кажется красивым, а внутри он полон костей мертвых и всякой нечистоты". Итак, если Иисус говорит, что гробы полны нечистоты, как же вы на них призываете бога?... При таком положении вещей, во имя чего вы валяетесь на могилах? Хотите знать причины? На это отвечу не я, а пророк Исаия: "На могилах и в склепах они спят ради вещих снов". Заметьте, как древне у иудеев это магическое действие – спать на могилах ради снов. Понятно, что и апостолы после смерти учителя занимались и с самого начала передали этот обычай вам, новым уверовавшим; они искуснее, чем вы, занимались магией и всенародно показали своим преемникам фабрику этой магии и мерзости!

 

…После того как (Христос) недвусмысленно предписал, что надо соблюдать закон, и угрожал наказанием за нарушение хотя бы одной заповеди, какое придумаете себе оправдание вы, нарушившие все заповеди, вместе взятые? Либо Иисус говорит неправду, либо вы лжёте везде и во всём и ваши хранители закона. "Обрезание будет на теле вашем",- говорит (Моисей); исказив это, они говорят: "Мы обрезаны сердцем". Конечно, ведь среди вас нет ни одного злодея, ни одного негодяя: до такой степени вы "обрезаны сердцем"! "Соблюдать опресноки и совершать пасху мы не можем, - говорят они, - ибо ради нас однажды принесён в жертву Христос"! Прекрасно. Но разве он запретил есть опресноки? Клянусь богами, я – один из тех, кто не собирается исполнять вместе с иудеями их церемонии, но я всегда почитаю бога Авраама, Исаака и Якова, которые, будучи халдеями, принадлежа к роду священников и богослужителей, научились обрезанию, когда жили среди египтян, и стали поклоняться богу, который, будучи превеликим и могучим, был благосклонен ко мне и к тем, кто чтит его, как Авраам, но на вас не взирает. Ибо вы не подражаете Аврааму, не воздвигаете богу алтарей, не строите ему жертвенников и не почитаете его священнодействиями, как тот…

 

Книга вторая

 

Но Иисус молится так, как человек слабый, который не в состоянии легко перенести несчастие, и, будучи болен, он получает подкрепление от ангела. Кто же рассказал тебе, Лука, об ангеле, если даже и был такой? Ведь и бывшие тогда при нём не могли видеть его – они спали ведь! Потому что, придя после молитвы, он застал их спящими от горя и сказал: "Что вы спите? встаньте и молитесь" и так далее затем: "Когда он ещё говорил это, появилась многочисленная толпа и Иуда". Потому-то Иоанн об этом и не написал, ибо он не видел. (Феодор Мопс., 16, 8 )

 

Послушайте, какое прекрасное и общественнополезное повеление: "Продайте имения ваши и давайте милостыню; приготовляйте себе влагалища неветшающие". Можно ли придумать что-либо мудрее этой заповеди? Ведь если все тебя послушаются, кто будет покупателем? Можно ли хвалить такое учение? Если б оно получило силу, не осталось бы ни города, ни народа, ни единого дома; как может сохранить ценность дом или имущество, если всё продано? А что, если все сразу во всем государстве начнут продавать, они не найдут покупателей, очевидно, и я об этом умолчу… (Фотий, Quaest. Amphil. 101. Hergenr.)

 

 

                               

 

 

 

 

 

 
« Пред.

 
Реклама
художник и астролог  Симаков
_
х х х